- Психологическое моделирование служебных ситуаций на занятиях
- ПМ представляет собой учебное моделирование на занятиях внешних и внутренних (психологических) условий решения правоохранительных задач, максимально приближенных к реальным служебным, служебно-боевым и боевым, в которых сотрудники готовятся выполнять различные действия, задания, упражнения, обеспечивающие формирование их профессионально-психологической (см. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника) и экстремально-психологической подготовленности (см. Экстремально–психологическая подготовленность). Создаваемыми условиями активизируются профессиональные мысли, мотивы, переживания, эмоции, напряжения, воля, проявления качеств причем максимально похожих на те, которые будут в реальных условиях. При многократных проявлениях на занятиях это обеспечивает формирование нужных сотруднику компонентов психологической подготовленности, а поэтому и успех действий в сложных ситуациях. ПМ достигается применением комплекса средств, способов, приемов, условий, позволяющих руководителю подготовки решить эту задачу.
Есть два взаимосвязанных пути психологического моделирования. Первый путь - приближение внешних условий занятий к условиям реальных служебных ситуаций (воспроизводству внешней картины, «лица» их). Это позволяет обучающимся специалистам не на словах, а чувственно воспринимать реальность, в которой ему придется действовать фактически и в какой-то степени ощутить себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается выполнением (проигрышем) профессиональных действий, выбором времени, места, местности, освещенности, погоды, использованием специального учебного оборудования, средств имитации, созданием помех, введением в обстановку противоборствующих сил, учебным фактическим использованием средств индивидуальной защиты, спецсредств, оружия.
Второй путь - приближение внутренних условий (психических состояний, переживаний, напряжения психологических качеств, преодоления психологических трудностей и пр.) к тем, которые будут у них при выполнении профессиональных действий в сложных ситуациях (воспроизводство их «души»). Для этого нужно насыщение занятий трудными задачами, повышенной ответственностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения обстановки, мощного противодействия преступного элемента (который отнюдь не занимается игрой «в поддавки»), самостоятельности, психологических проблем, интенсивным наращиванием трудностей, длительностью больших нагрузок и др.
Методика занятий строится правильно, если для моделирования реальности используются во взаимосвязи и необходимых пропорциях оба пути. При этом прицельно прилагаются усилия для моделирования мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых явлений и трудностей в комплексе и раздельно.
(А.М. Столяренко)
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.